Обычаи и нравы Египта
Жители Египта по-настоящему умеют радоваться жизни и никогда не впадают в отчаяние. «Даже в самые тяжелые времена улыбка ничего не стоит», — говорят здесь. Открытые и непосредственные, египтяне легко дарят дружбу тем, кто показался им симпатичным. А от людей им неприятных — сразу отвернутся.
Египтяне — глубоко религиозный народ, здесь просто не представляют себе, как можно быть неверующим. Девять десятых населения — мусульмане, остальные — христиане (копты). Порой те и другие уживаются в одной семье. Обычаи представителей двух основных конфессий со временем стали во многом схожи. Например, все египтяне торжественно отмечают седьмой день жизни новорожденного, а когда оплакивают умерших, бьют себя ладонями по щекам и в первые три дня траура принимают соболезнования под «суаном» — деревянным навесом перед домом. И все обязательно встречают Шам-эль-Нессин, «весенний ветерок». Это отголосок праздника обновления природы, отмечавшегося в Египте еще три тысячи лет назад.
Помните, что любые критические высказывания об этой стране, если они исходят от иностранца, в Египте воспринимаются как грубость и даже как личное оскорбление. В высшем обществе на это ответят снисходительной улыбкой. На улице же или в другом общественном месте, если оскорбление посчитают серьезным, недовольство может быстро перерасти в гнев. Египтяне очень гордятся своей страной и часто повторяют: «Мы ее дети».
Зачем египтянкам хиджаб
Накидка «хиджаб» издавна защищала лица крестьянок от солнца и пыли. Однако ее ношение не сводится только к удобству и обусловлено традициями исламского общества. Хиджаб надевают даже закончившие западные университеты интеллектуалки, чтобы подчеркнуть свое восточное происхождение. Другие боятся прослыть легкомысленными: носящей накидку проще найти мужчину «с серьезными намерениями», ведь хиджаб считают символом женской скромности.
Ни один город исламского мира не может похвастаться таким количеством средневековых построек, как Каир. От ворот Баб-эль-Фотух пойдите к рынку Хан-эль-Халили по главной улице Каира Эль-Муиз или параллельной ей Баб-эль-Насрлибо начните путь от мечети Эль-Рифай и медресе султана Хассана. Прогуляйтесь по лабиринту улочек и извилистых переулков между старыми мечетями и ветхими медресе: здешние торговцы и ремесленники не менее колоритны, чем древние минареты. Эта прогулка завершается на рынке Хан-эль-Халили. Здесь стоит купить пряности, которые продаются в лавченках на улице Муиз-ли-Дин-Аллах. Заодно обратите внимание на расположенную по соседству мечеть Аль-Азхар — старейший университет планеты и престижнейшее из мусульманских учебных заведений. Отсюда выходят лучшие имамы, здесь решают, что можно считать «исламски корректным». В мечети турист-мужчина может, сняв обувь (полфунта за охрану) ), спокойно расположиться почитать и даже соснуть часок. Путешественнику не следует пропускать эти оазисы спокойствия и прохлады. По средам и субботам в медресе Эль-Гури можно увидеть головокружительный танец дервишей Аль-Таннура. Вход бесплатный, но количество мест ограниченно. А вот чтобы увидеть другое истинно восточное, хоть и менее почтенное зрелище — танец живота, придется отправиться в заведения по дороге к пирамидам. Хотя и в центре, при отелях, еще остались кабаре, где развлекается публика. Ночная жизнь Каира так же насыщенна, как и дневная. Вкусив ее, вы можете в полной безопасности возвратиться в отель пешком.
Мусульманская вера определяет ритм жизни египтян. Это заметно по чисто внешним признакам: например, пять раз в день муэдзин через громкоговоритель созывает верующих на молитву. А в месяц рамадан ночь становится днем. Весь день мусульмане постятся и прерывают пост лишь после захода солнца. В это время общественная жизнь замирает, государственные учреждения работают только с 10.00 до 14.00.
Путешественник, конечно, обратит внимание на особенности национального костюма египтян, прежде всего проявляющиеся в сельской местности, но не чуждые и городу. Египтяне носят рубахи свободного покроя, причем простые люди предпочитают белый цвет, женщины одеваются в черное, оживляя наряд ярко окрашенными элементами, иногда с украшениями и кружевами. Обращаясь к мусульманским ценностям, все больше женщин — часто по настоянию мужа или семьи — снова начинают носить хиджаб и длинное широкое платье — галабею.
Семья — центр общественной жизни в Египте. Традиционно несколько поколений проживали совместно в рамках одной семьи, однако на протяжении последних десятилетий усиливается тенденция к раздельному проживанию малых семей. Вместе с тем в больших семьях сохраняются тесные связи между всеми ее членами. Большая семья выполняет целый ряд важных общественных функций. Так, она часто выступает в роли своеобразного бюро по поиску рабочих мест для крестьян, переехавших в город, или же является источником материальной поддержки нуждающихся или недееспособных родственников, на которых не распространяется государственная программа социального обеспечения.
Обычно в египетских семьях много детей. Как правило, деревенские дети с раннего возраста начинают помогать родителям в полевых работах; поэтому многодетные семьи считаются в экономическом отношении более благополучными. До сих пор египтяне больше радуются рождению мальчиков.
Существуют значительные различия в стиле жизни и духовно-культурных ориентирах разных слоев египетского общества. Проживающие в Каире образованные представители среднего и высшего класса говорят на английском или французском языке, носят европейскую одежду и предпочитают европейские и американские кинофильмы, музыку, искусство и литературу. Традиционная мужская одежда крестьян (феллахов) — длинная, до пят, рубаха из хлопчатобумажной ткани синего или белого цвета (галабея), которая надевается поверх коротких штанов. Головной убор — фетровая ермолка (лебда). Женская одежда состоит из длинного черного платья со свободными рукавами и черного платка на голове, которым прикрывают нижнюю часть лица при встрече на улице с мужчинами. Люди, одетые в традиционную одежду, встречаются и в городских кварталах, где проживает беднота.
Большинство египтян сохраняют приверженность консервативным общественным нормам поведения. Нигде, кроме университетских кампусов, не поощряется общение неженатых мужчин и незамужних женщин. Популярность исламского фундаментализма порой проистекает из социальной практичности бытовых требований ислама.